Политическая пропаганда - понятие довольно сложное и во многом
противоречивое. Интересно отметить, что вплоть до XVI в. слово «пропаганда»
использовалось исключительно в биологии в связи с размножением растений и
животных, потому что с латинского «propaganda» переводиться как «распространение»,
«размножение». А в 1627 году Папа Римский Урбан VII основал организацию Congregatio de Propaganda Fide, которая занималась
распространением католической веры среди язычников. В начале XVIII в. понятие «пропаганда»
приходит и в английский язык с тем же религиозным значением, которое
сохранялось вплоть до начала XIX в. В середине XIX в. появляются
высказывания с термином «пропаганда» уже не относящиеся к религиозному
значению. Например, в общественно-литературном журнале Лондона «Fraser’s Magazine»,
издававшемся с 1830 по 1882 год, можно встретить следующее выражение:
«Пропагандистские собрания будут проводиться в клубе на Каугейт-стрит и в
Институте труда». Размах и трансформация пропаганды приходиться на период
Первой мировой войны (1914-1918 гг.), в данные период термин «пропаганда»
окончательно стал применяться именно в политической сфере.
Мы не будем ставить перед собой задачу проанализировать все формы пропаганды, а сконцентрируемся на основных и более распространённых в период поздней Римской республики. Таким методами являются пропаганда с помощью монет, ораторское искусство, печатное слово, СМИ и афиши.
В результате прохождения данного курса студенты поймут возможности и цели пропаганды в период позднеё республики в Риме, а также проанализируют развитие пропаганды в исторической ретроспективе.
- Учитель: Мария Кувшинова